СТРАХОВОЙ КОНСАЛТИНГ:

<<ПУБЛИКАЦИИ>> <<МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ>> <<ИНТЕРВЬЮ И КОММЕНТАРИИ>> <<ОБ АВТОРЕ>>


М. Жилкина, "Русский полис" № 2-2003 г., с 46-49

Диалог с властью

Состоявшееся 16 - 17 декабря 2002 года в Москве Всероссийское совещание «Российский страховой рынок: опыт, проблемы, перспективы развития» собрало в стенах Финансовой академии при Правительстве РФ представителей страховых компаний из самых разных регионов России. Почтили мероприятие своим присутствием и «звезды первой величины».

Уважение публики к данному мероприятию диктовалось уже тем, что в списке лиц, чьи выступления запланированы, упоминались представители различных властных структур, начиная с Думы и заканчивая ключевыми министерствами, имеющими влияние на ход развития страхового рынка. Еще большее уважение вызвало то, что, вопреки пессимистическим прогнозам, большинство из них и вправду появились на совещании, сделали серьезные доклады, поучаствовали в полемике. Поэтому, к чести организаторов (Всероссийского союза страховщиков и Финансовой академии), безусловно отметим: мероприятие, что называется, состоялось. Живая дискуссия, выступления «не для галочки», актуальность обсуждаемых проблем – все это было характерными чертами обоих дней совещания.

Президент помнит о нас

Доклад президента ВСС Александра Павловича Коваля «О реальных проблемах и перспективах развития страхового рынка России и задачах ВСС» был посвящен трем основным вопросам: подведению итогов года, развитию государственного регулирования страхования и проблемам налогообложения. Дав краткий анализ показателей развития страхового рынка, докладчик обобщил его позитивным выводом: «Несмотря на препятствия, положительное развитие рынка не остановил ни финансовый кризис, ни неблагоприятное налогообложение».

Однако главным событием уходящего года Коваль посчитал принятие Концепции развития страхования в РФ. При этом он обратил внимание и на то обстоятельство, что к 1 декабря 2002 года правительством должен быть рассмотрен перечень конкретных мер, а его до сих пор нет. Кроме того, говоря о внимании различных ветвей власти к проблемам страховщиков, Коваль отметил, что «не случайно страхование дважды упоминается в Послании главы государства Федеральному собранию».

Тут мы немного отвлечемся от доклада руководителя ВСС, чтобы обратить внимание на одно обстоятельство. Это самое «двойное упоминание» страхования президентом России не озвучивает с блеском в глазах разве что ленивый. Нет, конечно, мы согласны, то, что Президент о нас помнит – факт безусловно положительный. Но вот непрекращающееся повальное умиление деятелей страхового бизнеса этому факту, откровенно говоря, не совсем понятно: в западных странах на уровне главы государства страхование вспоминается отнюдь не в виде разовых упоминаний в пару строк, ему уделяется системное внимание. Причем не один-два раза в год, а постоянно – там это стратегический сектор, дающий налоговые сборы, сопоставимые с банковским сектором, и долгосрочные инвестиции в объеме, превышающем аналогичный показатель банков. Мы же, вероятно, на такое не претендуем, спасибо и на том, что страховщиков вообще не забыли…

Однако вернемся к выступлению главы ВСС. Отметив, что представителей правительства нет на собрании (это единственный орган, не приславший своего делегата), Коваль затронул вопрос об участии правительства в жизни страхового рынка. «В принципе правительство согласно с тем, что в России должна быть эффективная система страхования», - заметил он. Но согласие это пока не находит должного отражения в принимаемых нормативных актах.

Отдельное внимание Коваль уделил и самой сложной проблеме: проблеме налогообложения страховщиков и страхователей. Была затронута необходимость изменения подходов в этой сфере, так как «применение в страховой сфере общих принципов налогообложения ухудшает положение не только страхового бизнеса, но и других участников страхового процесса, включая государство». И не смог глава ВСС обойти вниманием тему законодательных ограничений для иностранных компаний, которые он предложил распространить на обязательное страхование и другие сферы. В связи с этим он выразил недовольство нескоординированностью действий страховщиков: «Единой позиции по вопросу ВТО у страхового сообщества нет!»

Изменения грядут

Выступление руководителя Департамента страхового надзора Минфина РФ Константина Пылова перевело совещание в плоскость конкретных правовых проблем - вопросов совершенствования законодательной базы. Рассматривая пакет новых законодательных инициатив, он детально рассмотрел в первую очередь грядущие изменения в Закон «Об организации страхового дела в РФ».

Этот проект, по словам Пылова, разрабатывался очень давно, и был принят к рассмотрению 20 ноября этого года, слушания в Думе планируются в феврале 2003 года. В новом законодательном акте даны новые юридические понятия, в том числе понятие «профессиональный участник страхового рынка», к которым отнесены страховщики (страховые организации и общества взаимного страхования) и брокеры. Профессиональные участники подлежат лицензированию и внесению в государственный реестр. Отдельно в законе прописан правовой статус актуариев, введена норма о страховых пулах и др.

Большой интерес собравшихся вызвала та часть изменений, которая касается разделения страховых компаний на тех, кто осуществляет страхование жизни и остальные виды страхования. Подобное разделение прямо предусмотрено в проекте.

Позицию Минфина по вопросу о ВТО Пылов четко не обозначил, отметив лишь вскользь что «действующие ограничения, касающиеся компаний с иностранным участием, в новом законе остались в силе». Зато новый законопроект предусматривает серьезные изменения в области регулирования финансовой устойчивости страховых организаций.

Прежде всего новация касается требования значительную часть уставного капитала страховщика иметь всегда в наличии денежными средствами, которые подлежат расходованию только на страховые обязательства, и на момент получения лицензии уставный капитал должен быть оплачен полностью. Кроме того, будет увеличиваться и размер уставного капитала, что, по мнению Пылова, «приведет к серьезным изменениям на страховом рынке, ведь сегодня еще есть и компании, имеющие уставный капитал менее 5 млн., значительная часть – менее 10 млн… Проект закона предусматривает поэтапное в течение трех лет приведение в соответствие новым требованиям: если закон вступит в силу с 1 января 2004 года – то срок приведения продлится до 1 января 2007-го».

Далее глава департамента обратил внимания на изменения, вносимые в главу 3 Закона «Государственный надзор за страховой деятельностью». В соответствии с международной практикой к компетенции надзора будет отнесена разработка общих условий страхования, прямо прописаны в законе вопросы приостановления и возобновления действия лицензий и др.

Еще одно принципиальное изменение: законом вводятся административные штрафы для профессиональных участников рынка. Например, за несоблюдение правил страхования штраф 1000 МРОТ, за несвоевременное предоставление в надзор отчетности – 600 МРОТ.

Прогноз погоды на рынке

В ходе совещания выступили Александр Кувакин (представитель Администрации президента), Михаил Дмитриев (первый заместитель министра экономического развития и торговли), Сергей Дудкин (заместитель министра МАП РФ), Татьяна Яковлева (заместитель председателя Комитета по здравоохранению Государственной думы) и другие. Особенно запомнилось выступление вице-президента РСПП РФ Игоря Юргенса, который призвал страховщиков обратить внимание на перспективы рынка в связи с допуском иностранных компаний. «Мы отталкиваем механизм развития отечественного бизнеса на несколько лет как минимум…» - сказал он, а проявится это в том, что конкурировать с западными компаниями смогут только 3 - 4 российских «сетевых» страховщика. Он, как и Коваль, заострил внимание на том, что страховщикам срочно нужно выработать четкую единую позицию по вопросу ВТО.

Руководитель Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной думы Валерий Михайлович Зубов тоже посвятил выступление совершенствованию регулирования страхования. Во-первых, он отметил, что вероятность «прохождения» через Государственную думу законопроекта, о котором говорил Пылов, очень высока. А вот на смягчение налогового законодательства для страховщиков рассчитывать не стоит, поскольку нынешняя Дума придерживается позиции: налоговая система должна быть унифицирована. Вот в следующем созыве, при условии изменения отношения правительства к страхованию - может быть. Во-вторых, он поддержал мнения ранее выступавших по вопросу ВТО и страховым законопроектам, уточнив что уже в конце марта проект изменений в закон «Об организации страхового дела в РФ» может быть рассмотрен Советом Федерации. Ну а для того, чтобы государство поворачивалось лицом к страховому бизнесу, «бизнес должен постоянно доказывать, что он более эффективен по сравнению с бюджетным финансированием» убытков от страховых событий.

Конечно, не все два дня собрания посвятили обсуждению только вопросов государственного масштаба. Были целевые заседания и по более узким темам, среди которых: вопросы страхового образования (становящиеся для мероприятий страховщиков в стенах Финансовой академии уже традиционными), страхование автогражданской ответственности (как самая злободневная для рынка текущая проблема на сегодня), безопасность страховой деятельности и медицинское страхование. По последнему в рамках Всероссиского собрания прошла конференция «Состояние и перспективы развития обязательного и добровольного медицинского страхования в РФ». Правда, и здесь обсуждение многих проблем сводилось к констатации несовершенства законодательства (даже глава страхнадзора согласился с тем, что «Закон о медицинском страховании – уж очень древний») и интереса собравшихся к судьбе медико-страховых законопроектов.

А где же будущее?

Многие выступающие затрагивали тему совершенствования институциональной системы регулирования рынка и участия в нем саморегулируемых организаций. Если Александр Коваль прямо высказался в пользу преобразования Департамента страхового надзора в самостоятельный федеральный орган исполнительной власти, при одновременном делегировании саморегулируемой организации страхового рынка (в которую может быть преобразован, в частности и ВСС) части функций департамента страхового надзора, то остальные были более сдержанны в оценках. Тем не менее, что изменения необходимы – согласились все.

Невольные аналогии между совещанием и Всероссийским собранием страховщиков в Кремле в марте 1999 года, которое вспоминали некоторые участники, наводят на грустные размышления. Тогда, воодушевленные принятыми правительством Примакова на полгода раньше «Основными направлениями развития национальной системы страхования», страховщики были ориентированы на будущее, думали о перспективах, развитии, росте. Сегодня же, на взгляд стороннего наблюдателя, мысли страховщиков и сочувствующих им представителей законодательных органов устремлены в прошлое: налоговое законодательство упустили, к приходу иностранных конкурентов не готовы, премии, правда, стали собирать побольше – но все же знают, что в этом присутствует и доля весьма «неоднозначных» видов страхования… Правительство же со времен «Основных направлений» к страховому рынку и вовсе охладело. В ходе полемики вице-президент ВСС Семен Акерман высказал общее мнение: «Мы не видим диалога страховщиков с государством. Есть диалог с Думой, здесь выступили ее представители - их мысли близки к нашим. Но у нас есть проблемы с правительством…» Недовольство правительством, к сожалению, традиционно для российской ментальности, хотя часто такая позиция оказывается весьма далекой от конструктива.

Сопоставляя увиденное с заявленными в названии совещания тремя китами («опыт, проблемы, перспективы развития»), можно сказать без преувеличения: «проблемы» бесследно вытеснили из обсуждения «перспективы». Что же касается первой составляющей – опыта, то невольно вспомнился популярный английский афоризм: «Опыт – это то, что остается нам, когда мы не смогли получить то, что хотели». Похоже, за послекризисную четырехлетку развития рынка и взаимодействия с органами государственной власти страховщики действительно приобрели один лишь только опыт...


Все материалы, представленные на сайте, являются собственной разработкой автора и защищаются авторским правом. Воспроизведение любым способом без ссылки на источник - запрещается


Другие публикации
На Главную
Rambler's Top100