СТРАХОВОЙ КОНСАЛТИНГ:

<<ПУБЛИКАЦИИ>> <<МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ>> <<ИНТЕРВЬЮ И КОММЕНТАРИИ>> <<ОБ АВТОРЕ>>


Мария Жилкина, журнал "Русский полис" 2002 г, № 7, с.70-71

Плакатный стиль

Каждая эпоха оставляет нам свои художественные свидетельства. О Древней Элладе судят по руинам храмов и статуям богов, о Ренессансе - по полотнам великих мастеров, а о недавнем прошлом - по предметам вполне приземленным. Ведь гораздо больше о времени и о людях могут сказать даже не столько произведения «чистого» искусства, сколько коммерческий креатив рекламного плаката. Он как зеркало отражает не только эстетические предпочтения современников, но и их образ мыслей.

При словах «рекламный плакат в российском страховании» первым делом вспоминается Госстрах СССР. Безусловно, к периоду Госстраха относится действительно большинство рекламно-страховых произведений, но далеко не все. Истоки плакатного жанра - в дореволюционных образцах, которые вешали в конторах страховых обществ и их агентов, а часто и просто на железнодорожных вокзалах и станциях - словом везде, где можно было купить страховой полис.

Один из самых очаровательных плакатов дореволюционной поры - реклама страхового общества «Россия». Прекрасная дама машет платочком вслед уходящему вдаль поезду, на котором, вероятно, уезжает застрахованный рыцарь ее сердца. Для своего времени — это новация высшей степени. Ведь исторически страховая реклама в России начиналась с изображения (неважно, на плакате ли, полисе ли, или вообще на логотипе страхового общества) самого страхового случая! Изображение горящего дома, например, было в порядке вещей: пусть-де клиент видит, чего надо бояться и как защищаться при помощи страховщика. А тут наоборот, почти имиджевая реклама, да и по художественному исполнению тоже - верх легкости и изящества.

Потом пришло новое время и новые символы. Плакатный способ агитации стал одним из излюбленных в советскую эпоху. Только вот со страхованием возникала одна серьезная неувязочка - это ведь не товары, не идеологические символы, даже не «советский образ жизни»... это финансовая услуга, нематериальная, невидимая и неосязаемая. Как ее изобразить на плакате?

Чем плакат отличается от просто картины? Естественно, призывом к действию. Сам призыв, конечно, проще всего написать словами, но этого, во-первых, мало, а во-вторых, слова лучше доходят, когда подкреплены и образным восприятием. Поэтому все страховые плакаты объединяет мотив движения. Иногда он «в лоб» обозначен стрелочками, направленными к слову «Госстрах» - своего рода указатель, куда надо идти и зачем. Иногда косвенно, через «движущиеся объекты», будь то уезжающий поезд или движущиеся люди. Шедевр последнего типа - плакат советского Сбербанка (рекламируется хотя и не страхование, но тоже близкая финансовая услуга). Гражданин, по виду рабочий (в кепке и без галстука), размахивая заработанными деньгами, радостно бежит отдать их в сберкассу. Ноги у него длинные, как у чемпиона мира по бегу на стометровую дистанцию, голова маленькая, и тяжестью своей сберкнижки он буквально раздавлен.

В Госстрах, правда, никто после получки не бежал, даже на плакатах. Поэтому и стиль их, особенно в годы первых пятилеток, был аскетично-пролетарским: рубленые фразы и отдельные слова, черно-красно-белое цветовое оформление, стрелки, острые углы... Особенно резко это отражает один - «Каждому необходимо застраховать...». С художественной точки зрения он перекликается со знаменитым плакатом Моссельпрома «Трехгорное пиво выгонит вон и ханжу, и самогон», авторами которого были небезызвестные товарищи Александр Родченко и Владимир Маяковский (последний, как известно, «с детства угол рисовал»).

На моссельпромовском плакате пивная бутылка исторгает молнии, поражающие змеевики и бутылки самогона (современная пивная реклама не использует психологическое движение «от противного», противостояние с чем-либо, и возможно, зря). На госстраховском же «угол» шаг за шагом ведет зрительное восприятие либо в инспекции, либо к агентам Госстраха.

По одной из баек, связанных со страховыми рекламными плакатами, в 30-е годы в каком-то провинциальном театре над сценой вывесили плакат Госстраха. Лозунг на нем гласил: «Товарищ! Ты сидишь в театре, а твой дом горит! Страхуй свое имущество!» Плакат сняли, когда посещаемость театра за короткий срок упала на порядок - оказалось, что эта штука посильнее «Фауста» Гете...

Благодарим Центр общественных связей РГБ за помощь в подготовке материала.


Все материалы, представленные на сайте, являются собственной разработкой автора и защищаются авторским правом. Воспроизведение любым способом без ссылки на источник - запрещается


Другие публикации
На Главную
Rambler's Top100