СТРАХОВОЙ КОНСАЛТИНГ:

<<ПУБЛИКАЦИИ>> <<МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ>> <<ИНТЕРВЬЮ И КОММЕНТАРИИ>> <<ОБ АВТОРЕ>>


Мария Жилкина, "Русский полис" 2002 г., № 5. с. 64-65.

Пиар по-советски

Неправда, что в СССР не было рекламы и PR - были, еще какие! Это сейчас пиар-кампания не выходит за рамки частных интересов, а тогда агитация за страхование была делом государственным, всенародным. Мощь российской творческой мысли вкупе с большевистским орудием агитации - маузером давали впечатляющие результаты. Но наша статья - не ностальгия по прошлому, и не злая насмешка, а всего лишь попытка внести в черно-белое восприятие госстраховского прошлого красную краску пролеткульта.

Госстрах и Партия — едины!

Первая советская страховая агиткампания стартовала в голодном 1924 году. Денег на ее проведение было выделено мало, однако проблему решили весьма оригинально: ее совместили с другой агиткампанией - ни больше, ни меньше, как с кампанией по перевыборам в Советы. Страховые агитаторы старались разъезжать по деревням и весям за счет средств компартии, а партийные и комсомольские активисты выступали и «за советскую власть», и в поддержку страхования. Вовремя приклеиться к чужому источнику финансирования - большое искусство, которое, как можно судить по московским биллбордам, активно осваивают и современные страховщики.

Агитация Госстраха била по двум мишеням. С одной стороны, целью было уменьшить недоимки по окладному (обязательному) страхованию, гарантировавшему необходимый минимум страховой защиты от пожара всем, независимо от своевременности уплаты взносов. С другой - сподвигнуть народ достраховывать имущество в добровольном порядке. Причем подчеркивалось классовое отличие советского страхования от дореволюционного: установлены одинаковые тарифы и для бедняцких хижин под соломенными крышами, и для каменных домов зажиточных граждан вопреки всем законам актуарной науки.

В лучших большевистских традициях захват общественного сознания было решено вести через газеты, собрания и агитационную литературу. В частности, вышла целая серия «Страховая библиотека крестьянина», правда, первое время она нередко использовалась неграмотными крестьянами на курево, а не по прямому назначению. Здесь были и привычные нам сегодня буклеты по различным видам страхования, и инструктивные материалы по превенции: об устройстве печей в деревне, безопасном покрытии крыш, гигиене.

Однако не пренебрегали и более «народными» формами агитации. В той же серии вышел сборник «Песни и частушки про страховку» Ермила Гирина и Сергея Розова. Не обошли вниманием и «важнейшее из искусств»: была выпущена специальная «страховая фильма» под названием «Кулаку в бок, бедняку в прок».

Искусство пропаганды

Особой формой рекламы страхования служили страховые агитпьесы, рекомендованные к постановке выездными агитбригадами в деревнях. Преимущества очевидны: ярко, наглядно, не требует всеобщей грамотности зрителей и не лишено интереса как редкое в деревне «зрелище». В доступной форме показывается и страховой случай, и отношение разных людей к возможности его наступления, и Госстрах-спаситель, выплачивающий возмещение в хеппи-энде.

Страховая агитпьеса «Бессильная злоба» (автор Н. Платоныч) отмечена на всесоюзном конкурсе агитпьес. И вполне заслуженно, поскольку сделана очень аккуратно, уши пропаганды, что называется, не торчат: идет сюжет из обычной крестьянской жизни, хотя и не без классового подтекста. По жанру пьеса напоминает скорее всего криминально-бытовую драму, и не без элементов комедии. Главный герой - зажиточный крестьянин Парфен Семенов, пьяница и самодур - судится с родным братом из-за амбара, который братья не поделили при разделе имущества. Суд Парфен проиграл, однако не успокоился и начал вынашивать планы мести. Брат же его - человек победнее, зато самых передовых взглядов - решает защитить себя от угрозы путем добровольного страхования имущества. Лучшее побуждение, как известно, — пример действием. Решение о страховании принимается прямо на сцене на глазах изумленной публики, хотя и преподносится как следствие давних размышлений: «Пойду, застрахую все в Госстрахе». Но в основном крупицы пропаганды вплетены в текст довольно тонко. Реальная доля страхования в пьесе - не более 10%, а остальное — страсти человеческие, вечная тема братской ненависти. Предмет спора - амбар в конце концов сгорает, но он оказывается застрахован, и натравившему поджигателя Парфену остается только запить горькую в бессильной злобе...

Следующее произведение «Невестка Маша» (автор Е. Александрова) сделано значительно грубее, однако общая схема та же самая: крестьянский быт, семейные дрязги, положительный герой страхуется, отрицательный — виновник пожара. Рассчитана, видимо, на женщин, поскольку временами откровенно напоминает мыльную оперу. В частности, бесправную невестку свекровь-мракобеска несправедливо обвиняет в любовном романе с заезжим страховым агентом, а на самом деле она мужу не изменяла, а ходила побеседовать с агентом о страховании и заплатить взнос. Но принципиальное отличие от предыдущей пьесы в том и заключается, что на сцене впервые появляется страховой продавец — агент. Акт неудавшейся «продажи» страхования расписан буквально шаг за шагом, и простой зритель видит, сколь несостоятельны его обычные отговорки, а неопытный агент учится вести разговор, отвечать на возражения клиента. Неграмотная свекровь, заявив, что «налог от Бога не убережет», выставляет агента вон. Затем сама же грубой неосторожностью вызывает страховой случай, после которого погорельцы сначала впадают в отчаяние, а потом облегченно вздыхают, узнав, что все-таки застрахованы предусмотрительной невесткой.

Третья пьеса «И поп страхует» (автор А. Симолин), пожалуй, самая неудачная, хотя ее создатель наряду с типичным для всех агиток противопожарным страхованием попытался отрекламировать еще и страхование посевов сельхозкультур. Это уже полностью комедия, фарс, китч. Ее не рекомендовалось ставить в местностях, «где религиозные предубеждения еще очень сильны». Госстрах и церковь представляются в пьесе конкурентами, причем не только в идеологическом смысле, но и в финансовом. Крестьяне думают, куда заплатить деньги: за страхование или попу за совершение обрядов. Выбирают попа, но и молебен не может предотвратить страховые события. Однако «хороший» Госстрах все равно выплачивает возмещение по окладному страхованию, хотя и по самому минимуму (интересно, не боялись ли агитаторы, что таким образом невольно «поспособствуют» увеличению недоимщиков, - зачем вносить взносы вовремя, если все равно Госстрах платит всегда?). А зловредный поп-конкурент, как выясняется, сам-то все свое имущество застраховал добровольно и по полной программе.

Страховой неплательщик - враг народа

В выпущенном для участников кампании циркуляре предлагались и варианты лозунгов для агитаторов. И если обычные «Вовремя вносите страховые платежи!» или «Устраивайте в деревнях добровольные пожарные дружины!» смущают разве что излишней прямолинейностью, то как вам понравится такой лозунг: «Злостный страховой неплательщик - враг народа!»

Многое было и из разряда «вечных» методов пиара. Например, призывали «приурочить к периоду агит-кампании в своем районе быструю ликвидацию убытков». Но что бы там ни писали агитаторы и драматурги, тогда, как и сейчас, основным орудием продвижения страхования в массы оставались все-таки устные разъяснения, живое слово, а отнюдь не печатное. Так что же? «Все на агитацию! Ура, товарищи!»

Благодарим Центр общественных связей Российской государственной библиотеки за помощь в подготовке материала.


Все материалы, представленные на сайте, являются собственной разработкой автора и защищаются авторским правом. Воспроизведение любым способом без ссылки на источник - запрещается


Другие публикации
На Главную
Rambler's Top100