СТРАХОВОЙ КОНСАЛТИНГ:

<<ПУБЛИКАЦИИ>> <<МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ>> <<ИНТЕРВЬЮ И КОММЕНТАРИИ>> <<ОБ АВТОРЕ>>


Жилкина М., «Российский страховой бюллетень», № 6 – 2004 г., с. 18-19

ДЕЛО САПЕРОВ, или О ТОМ, КАК НЕ НАДО РАБОТАТЬ С ПРЕССОЙ

Журналисты не зря считаются «четвертой властью» - в наш век информации от того, как освещено в СМИ то или иное явление, зависит очень многое. И те страховщики, которые до сих пор недооценивают важность правильной организации работы с прессой, рискуют заплатить за ошибки весьма высокую цену.


Летом текущего года страховая компания «АСТО Гарантия» провела экспертный опрос журналистов, занимающихся освещением проблем страхования в России. Целью исследования было определить, каким образом происходит контакт страховщиков и журналистов, какие трудности при этом возникают, и что могло бы сделать взаимодействие с прессой наиболее эффективным. Затевая этот опрос, мы боялись, что СМИ побоятся «рассекретить» редакционные планы и технологии, однако опасения оказались напрасны – журналисты не скрывают своих ожиданий от страховщиков.

В опросе приняли участие как журналисты специализированных страховых и финансовых изданий, так и авторы, затрагивающие страховую тематику в печатных изданиях общего профиля, а также сотрудники информационных агентств. Примерно половина ответивших на анкету пишут о страховании всего около года, то есть фактически, с момента введения ОСАГО, но есть и такие, которые занимаются страховой тематикой около десяти лет.

К числу наиболее «горячих» тем подавляющее большинство опрошенных отнесло проблему достаточности уставных капиталов страховых организаций и связанного с ней отзыва лицензий и иных действий органов страхового надзора; развитие ситуации в секторе ОСАГО; страхование банковских вкладов и кредитов. На перспективу интересны, по оценкам журналистов, будут темы развития классического страхования жизни; допуск на рынок иностранных компаний; внесение изменений в страховое законодательство.

По мнению более 90 % журналистов, страхование наиболее близко к финансово-банковской тематике, менее близкая тема – право. Автомобильную тематику посчитал близкой к страхованию только каждый пятый опрошенный.

Наиболее приемлемыми формами сотрудничества со страховыми компаниями журналисты считают получение телефонных комментариев и рассылку вопросов по электронной почте. Получение пресс-релизов, интервью и комментариев менее популярны. В целом же большинство журналистов не отдают предпочтения какому-то одному методу работы, взаимодействуя со страховщиками в комплексе и применяя различные виды коммуникаций в зависимости от ситуации.

В числе причин, мешающих сотрудничеству СМИ и страховых компаний, наиболее важными, по мнению журналистов, являются непрофессионализм пресс-служб страховых компаний либо вообще отсутствие таковой в структуре компании, а также недостаточное знание специфики страховой отрасли … самими журналистами. Меньшее влияние оказывают информационная закрытость страховых компаний, бюрократизм, общая непопулярность страхования и другие причины. Один из журналистов уверенно заявил, что ему ничего не мешает. Правда, работает по страховой тематике этот респондент всего год – последний, «автогражданский», самый благоприятный.

При выборе комментаторов подавляющее большинство журналистов руководствуются своими личными оценками экспертов, представляемых ими компаний и пресс-служб. Достаточно редко фамилии комментаторов «спускает сверху» редакционное начальство. И что самое удивительное, фактор «размещение рекламы в том же издании», который мы ожидали увидеть на верхней позиции, реально занял место в конце списка указываемых оснований информационного сотрудничества издания со страховой компанией. Причиной тому, как нам кажется, является тенденция к изменению внутренней оргструктуры многих СМИ. Если раньше каждое тематическое направление отправляли на «самоокупаемость», то теперь рекламные и пишущие подразделения структурно и экономически обособили, предоставив возможность каждому заниматься своим делом: журналисту - писать профессиональные статьи, а рекламной службе - собирать деньги.

В общем, нельзя сказать, что страховщики и СМИ довольны друг другом. Страховщикам кажется, что пресса их несправедливо «недолюбливает». Журналисты же жалуются на то, что их в страховых организациях игнорируют, не соединяют по телефону с нужными должностными лицами, мучают долгими согласованиями материалов, а во многих даже крупных компаниях в принципе отсутствует человек, отвечающий за контакты с прессой.

В то же время, недавняя история с первой очередью отозванных лицензий наглядно проиллюстрировала, во что обходится страховому рынку неумение правильно строить отношения с журналистами. Когда был оглашен Приказ Федеральной службы страхового надзора № 18 от 16 августа 2004 года «Об отзыве лицензий на осуществление страховой деятельности, выданных страховым организациям», ряд печатных СМИ поспешили преподнести это известие в резко негативном ключе, затем испуганный тон подхватило телевидение… Конечно, это вызвало серьезное беспокойство у клиентов всех страховых компаний.

Разумеется, подавляющее большинство компаний, лишенных лицензии за несоответствие требованиям законодательства к уставным капиталам, давно уже, что называется, лежали на боку - никакой страховой деятельности не вели, оставаясь в числе «живых» лишь номинально; другие давно и целенаправленно преобразовывались в агентства или брокерские фирмы; третьи просто не успели дооформить увеличение капитала в рамках всех бюрократических требований.

В любом случае, процедура отзыва лицензий была чисто технической, тем не менее, у населения было целенаправленно сформировано мнение: на страховом рынке большая чистка, и пострадать может каждый.

В объективном освещении страхования заинтересованы страховые компании, а отнюдь не СМИ. Страховщики давно уже для многих из них, особенно подчеркнуто «популярных», стали излюбленным козлом отпущения – и за автогражданку, и за «серые схемы». Ну а специальные финансовые или страховые издания массовый читатель по-прежнему читает редко, поэтому каким образом донести до него правду – вот грядущая забота пресс-служб страховых компаний, а возможно, и их объединений.


Все материалы, представленные на сайте, являются собственной разработкой автора и защищаются авторским правом. Воспроизведение любым способом без ссылки на источник - запрещается


Другие публикации
На Главную
Rambler's Top100