СТРАХОВОЙ КОНСАЛТИНГ:

<<ПУБЛИКАЦИИ>> <<МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ>> <<ИНТЕРВЬЮ И КОММЕНТАРИИ>> <<ОБ АВТОРЕ>>


Мария Жилкина, "Русский полис" № 11 -2003 г., с.18-19

Медицина с осложнениями

Обзор продуктов по ДМС

Конец года - время перезаключения коллективных договоров добровольного медицинского страхования (ДМС). Рынок этот, несмотря на кажущуюся внешнюю статичность и вторичность условий страхования по отношению к услугам медучреждений, тем не менее обладает рядом скрытых, но неуклонных тенденций.

Для получения сведений о состоянии рынка ДМС сотрудников предприятий журналом «Русский полис» было проведено выборочное исследование. Опрошено 11 крупнейших российских страховых компаний, занимающих лидирующие позиции в данном сегменте на протяжении ряда лет.

Расслоение по медстраху

Полученные результаты оказались несколько неожиданными. Во-первых, поражает воображение разброс между стоимостью страхования рядовых сотрудников и VIP-категории. Превышение стоимости VIP-программ над обычным ДМС в 3 - 5 раз и более характерно для большинства предложений страховщиков. И дело, как нам представляется, отнюдь не только в стоимости услуг дорогих медучреждений. Основное - фактор престижа. Медицинский полис считается важнейшей составной частью так называемого «социального пакета» (набора бесплатных услуг, предоставляемых работнику сверх заработной платы в качестве материального стимулирования). Дорогой полис - это своего рода знак отличия, признак принадлежности к клану высшего руководства или награда за стаж работы на данном предприятии. Понятно, что такой полис и не должен быть дешевым, иначе потеряется вся его статусная ценность.

Во-вторых, указанные некоторыми компаниями цены для низового звена в 70 -100 долларов за год - показатель тоже отнюдь не располагающий к оптимизму. За счет чего достигается такая цена? Основных источников снижения цены - два, как и раньше: эффект «вала» (экономии за счет прикрепления большого числа застрахованных) и сужение перечня медицинских услуг. Против второго, на самом деле, есть существенные возражения: формально такой полис как бы есть, с помпой выдан работнику на руки. Только объем услуг, которые по нему можно получить, весьма ограничен, а значит, и полноценность страховой защиты - сомнительна. Реальное покрытие медицинских потребностей начинается только тогда, когда в программу включается стоматологическое обслуживание, «скорая помощь» и стационар, а также медицинское обслуживание детей. А это уже серьезные затраты для предприятия. Дешевая же программа, включающая только поликлиническое обслуживание, да и то «по минимуму» необходимых услуг, имеющихся медицинских потребностей может и не покрывать.

Однако при всем при том среднестатистическая сумма затрат на одного прикрепленного, указанная компаниями, совпадает, как правило, с указанной стоимостью прикрепления «менеджеров среднего звена». И в целом основная масса застрахованных - это и есть персонал среднего звена. Именно эта категория находится в эпицентре медико-страховых потребностей. С одной стороны, это не элитные работники, заработки которых позволяют им обращаться в любое медучреждение за свои деньги. Но с другой - и не массовый низкооплачиваемый персонал, которому гораздо интереснее получать наличными прибавку к зарплате, чем любой «соцпакет».

Что почем?

Разброс ценовых показателей ДМС иллюстрирует таблица. В ней приведены минимальные и максимальные размеры стоимости прикрепления застрахованных лиц по отдельным медицинским программам, а также показаны оценки опрошенными компаниями средних затрат их клиентов-предприятий на медицинское страхование различных категорий работников.

Интересно, как отвечали респонденты на вопросы о предоставляемых скидках. Практически все опрошенные компании применяют систему скидок в зависимости от численности застрахованных по договору. И хотя конкретные шкалы соотношения «численность - процент скидки» в разных компаниях различаются, в целом они похожи - не выходят за рамки от 5 до 30% в несколько ступеней, распределенных по численности застрахованных, с интервалом около 50 человек. Причина состоит в том, что изначально скидки устанавливаются медучреждением, предоставляющим услуги, а страховая компания уже доносит их до клиента. А так как часто разные страховщики работают с одними и теми же клиниками, то и принципы установления цены используются сходные.

И только две компании отметили другие факторы предоставления скидок наряду с вышеуказанной шкалой численности. Первая из них заявила, что определяет стоимость полиса с учетом половозрастного состава работников. Вторая компания предоставляет скидку в случае, если предприятие-клиент уже застраховано по другому виду страхования. Теоретически предприятию, застраховавшему ранее, к примеру, небольшое по стоимости имущество, такая скидка - большое подспорье, так как по сумме взноса коллективный договор ДМС относится к дорогостоящим. А вот за счет чего финансирует подобный маркетинговый ход сама страховая компания - остается загадкой. Ведь основную часть взноса она должна по получении перечислить в поликлинику, а предположение, что она делится с клиентом большей частью собственной надбавки, представляется все-таки довольно фантастическим.

Четвертое управление, и не только...

Что остается без изменений из года в год - так это состав больниц и поликлиник, куда прикрепляют застрахованных наши компании. Это всеми любимое бывшее «четвертое управление», ведомственные клиники, раскрученные еще с советских времен имена и названия. Несмотря на очевидный рост сектора платной медицины вообще, на страховом рынке этот процесс пока явно не отражается: небольшие частные медицинские учреждения или частнопрактикующие врачи в списках страховых компаний по-прежнему редкость. Клиент предпочитает качеству традиционно-знаменитые названия клиник, а страховщики больше конкурируют за лучшие условия доступа к таким заведениям, нежели пытаются предложить что-то новое.

То же касается и продуктового состава предложения. Вопреки всем прогнозам маркетологов, принципиально новых продуктов на рынке по-прежнему нет. Страховщики продолжают держаться за проверенную годами трехстороннюю схему: амбулатория - стационар - тематические спецпрограммы. Оставшиеся за бортом ее медицинские потребности удовлетворяются сектором официально и неофициально платной медицины, минуя участие страховщиков.

Практически все опрошенные компании указали на наличие возможности прикрепить на лечение в Москве иногородних граждан, направить застрахованных при необходимости в специализированные и профильные медучреждения, предоставить дополнительные услуги по санаторно-курортному обслуживанию. Кроме того, услуги по ДМС всех компаний - участников исследования могут получать и частные лица. А сверх коллективного договора работников предприятия можно прикрепить на медобслуживание и членов их семей.

А вот прогнозируемого роста услуг на стыке ДМС и страхования жизни, в частности, страхования от критических заболеваний или геронтологических программ, не произошло. Причиной следует считать то, что в ДМС по-прежнему преобладает ориентация страховщиков на коллективные договоры, а вышеуказанные продукты рассчитаны на физических лиц.

В целом впечатление, которое остается после анализа положения дел в данном секторе, неоднозначно. То ли надо порадоваться за оплот стабильности на нашем непростом страховом рынке, коим является коллективное ДМС. То ли, напротив, расстроиться, что потенциально склонная к росту и возможности охвата неудовлетворенных потребностей клиентов подотрасль продолжает оставаться на тех позициях, где была. Но по крайней мере у клиента был и есть выбор, а это уже неплохой признак.


Все материалы, представленные на сайте, являются собственной разработкой автора и защищаются авторским правом. Воспроизведение любым способом без ссылки на источник - запрещается


Другие публикации
На Главную
Rambler's Top100