СТРАХОВОЙ КОНСАЛТИНГ:

<<ПУБЛИКАЦИИ>> <<МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ>> <<ИНТЕРВЬЮ И КОММЕНТАРИИ>> <<ОБ АВТОРЕ>>


Жилкина М., «Русский полис» № 8 - 2002 г., с. 46-47

ПРОГНИЛИ...

«Износ основных средств»… За этой строкой бухгалтерской отчетности кроется проблема национального уровня, масштаб которой недооценивается. Так называемой «проблеме 2003», ее анализу в объективе риск-менеджмента и посвящается наша статья.

С одной стороны, об этом вспоминают, иногда даже с самых высоких трибун. На проблему износа, которая по прогнозам обострится в 2003 году, обращали внимание в своих официальных выступлениях и Чубайс, и Греф, и Шойгу еще 2-3 года назад, не говоря уже о дне сегодняшнем. С другой - объемы внимания, ей уделяемого, явно не дотягивают до величины самой угрозы. А главное - до практических шагов в большинстве случаев дело так и не доходит.

Русский авось, или О вечном!..

Суть проблемы такова: уровень изношенности основных средств к 2003 году достигнет критической отметки, за которой страну ждет обвальная волна техногенных катастроф, сбоев энерго- и теплосетей, разрушения зданий и сооружений, аварий на транспорте. В среднем именно в следующем году истечет срок службы большей части оборудования, на котором работают наши предприятия (по другим, более оптимистичным оценкам, это произойдет в 2010 году, что впрочем все равно достаточно скоро). Следствия естественного старения - ржавчина и коррозия, неслышно подтачивавшие технические системы все эти годы, обещают нам новые потрясения. И уже есть примеры катастроф, вызванных именно этим фактором.

Не секрет, что начиная с конца 80-х годов никаких системных действий по обновлению основных средств не предпринимается. То есть те предприятия, у которых есть деньги, конечно же что-то обновляют. Но наиболее потенциально опасны как раз другие сферы - те, где финансовая ситуация критическая, а она такая в России повсеместно в системах жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и ряда других.

Например, по данным МЧС, весьма опасная ситуация складывается на водном транспорте. До 60% судов отработали свой нормативный срок и подлежат списанию. Средний возраст судов превышает 20 лет, а при том что 40% аварий происходит именно на судах, эксплуатирующихся более 20 лет и только 3% на судах моложе 10 лет, - это наводит на весьма пессимистические мысли.

Не лучше ситуация в электроэнергетике. Еще в 1994 году половина оборудования электростанций была морально и физически устаревшей. В настоящее время износ основных фондов в целом по энергосистеме составляет около 54 %, при этом потребность в инвестициях на его обновление удовлетворяется менее чем на треть. В атомной энергетике вследствие полной выработки проектного ресурса мощностей на 2001-2005 гг. запланирован вывод из эксплуатации несколько энергоблоков первого поколения Нововоронежской, Кольской, Ленинградской и Курской АЭС - всего 6 реакторов общей мощностью 3,8 миллиона киловатт-часов. Все это вместе фактически означает, что через несколько лет Россия станет энергодефицитной страной.

Даже в относительно благополучной нефтяной отрасли половина магистральных нефтепроводов прослужила по 20-30 лет, почти 70 % труб приблизилось к критическому сроку эксплуатации. Величина износа более 50 % еще с середины 90-х годов стала характерна для большинства предприятий отрасли. Ввод в действие новых мощностей в нефтедобывающих отраслях в последние годы почти втрое превышал их выбытие.

В целом же по промышленности, по словам Германа Грефа, степень износа на 1998 год составляла 68,5 %, на 2000 год - 66,5 %. Доля полностью изношенных основных фондов в целом по промышленности в 1998 году составляла 31 %, в 2000 - 33 %. В 1999 году средний возраст промышленного парка в России составил 17,9 года, тогда как для развитых стран приемлемым считается показатель не более 6-6,5 лет.

На что рассчитывают собственники изношенного фонда – непонятно. «Русский авось» вечен, только вот основные средства, увы, не вечны. Реального же механизма обновления основных фондов до сих пор не найдено – ни в финансовом, ни в техническом отношении.

Коррозия риска

У среднестатистического страховщика ассоциативный ряд с «проблемой 2003» прост до примитивности: если есть угроза, значит, мировые перестраховщики имеют еще один повод завысить до небес тарифные ставки, а страховщик этого не хочет, значит в его интересах «замалчивать» проблему. Так ли это на самом деле? Строго говоря, позиция страуса «головой в песок» – не самая стратегичная для всех, будь то сами владельцы изношенных основных средств, страховщики или государство. Закрывать глаза на проблему до поры до времени конечно можно, только от катастроф это не застрахует.

Безусловно, убытки, ожидающие страховщиков в связи с массовыми авариями могут быть значительны. Однако и перестраховщики при котировке должны понимать, что платежные возможности «прямого» клиента, а следовательно и его страховщика, не безграничны. А главное, те объекты и риски, которые котируют и перестраховывают за кордоном, в большинстве своем как раз относятся к благополучной, вовремя обновленной части основных фондов, поскольку принадлежат они платежеспособным, ориентированным на запад предприятиям. Поэтому международное перестрахование, в сущности, к «проблеме 2003» имеет весьма косвенное отношение. Следовательно, от того, что мы начнем о ней в открытую говорить, такого уж явного вреда на тарифном фронте не будет.

Но страховщики ведь страхуют не от «проблемы 2003», а от самых обыкновенных рисков, включаемых в стандартное покрытие - пожары, затопления, взрывы... Казалось бы, перед угрозой массового катастрофического выбытия основных средств клиенты должны толпой бежать в страховые компании, пытаясь разделить риск с ними. Тем не менее этого не происходит.

Наоборот, именно владельцы отработавших свой срок агрегатов (многие из которых вообще попадают под обязательное страхование источников повышенной опасности) – это как раз тот контингент, который категорически страхования избегает. И не только по финансовым причинам. Да и задумай они застраховать свое изношенное оборудование, тут же налицо клубок проблем, из которых чего стоит одна только оценка страховой стоимости оборудования, начисленный на которое износ составляет 100 %, поскольку оно полностью выработало свой срок еще при советской власти. Что же касается страхования ответственности перед третьими лицами, то тут уровень охвата страхованием вообще остается на настолько низком уровне, что возникает вопрос - а чем собственно были заняты все те страховые компании, которые активно провозглашали намерения заниматься этим видом, организовывали методологические советы, заключавшие соглашения с государственными органами...

Заметим также, что различие в уровне риска, вызванного превышением срока службы основных средств, - не только отраслевое (что было отмечено выше), но и территориальное. Кто-то из западных экспертов назвал России страной, ставшей жертвой собственных масштабов. И территориальные «перекосы» значительно осложняют работу по управлению риском.

Наиболее потенциально опасные с точки зрения проявлений «проблемы 2003» регионы относятся как раз к числу самых неразвитых в страховом отношении. Вот и еще один парадокс: территориальная структура размещения риска и размещения страховых компаний (и их филиалов) не совпадают в принципе. И если со страховой защитой населения ситуация еще более менее зеркальна, то от техногенных же рисковых объектов даже чисто географически страховщики так же далеки, как декабристы от народа.

Однако страховаться как ни крути все же надо, поскольку на государственном уровне выделение достаточных ресурсов на возмещение ущерба пострадавшим не планируется. Предотвратить последствия естественного старения основных фондов можно разными способами, из которых страхование, на первый взгляд, – далеко не самое центральное звено. Самый правильный путь – инвестиционный, через капиталовложения в модернизацию основных фондов. Однако как известно, инвестиции текут в основном туда, где нет чрезмерного риска. Получается замкнутый круг: риск, с одной стороны, растет вследствие недоинвестирования, а с другой, наличие риска само провоцирует недоинвестирование. А вот тут-то и просматривается роль страхования, как института, в развитых странах считающегося не только орудием антиналоговой схемотехники, но и аккумулятором значительных финансовых ресурсов.

Надо отметить, что в 2003 году обещают разразиться сразу три грозы: к рассмотренному в этой статье амортизационному кризису добавляется прогнозируемое специалистами обострение демографической ситуации в России плюс приходящееся тоже на этот год наступление срока платежей по внешним государственным долгам. И если по двум последним страховщикам роль громоотвода в любом случае не под силу, то в части борьбы с техногенными рисками страхование в какой-либо форме можно и использовать. Как-то мы уже и подзабыли, что это ведь его прямое назначение – от рисков защищать!


Все материалы, представленные на сайте, являются собственной разработкой автора и защищаются авторским правом. Воспроизведение любым способом без ссылки на источник - запрещается


Другие публикации
На Главную
Rambler's Top100