СТРАХОВОЙ КОНСАЛТИНГ:

<<ПУБЛИКАЦИИ>> <<МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ>> <<ИНТЕРВЬЮ И КОММЕНТАРИИ>> <<ОБ АВТОРЕ>>


Нецветаев А.Г., Жилкина М.С. // "Юридический мир", № 9 - 1999 г., с. 8-15.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ -НАДЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Состояние окружающей природной среды в Российской Федерации в настоящее время характеризуется как кризисное. Вследствие интенсивного загрязнения большинства природных объектов в 1997 году площадь территорий с острой экологической ситуацией в 17 раз превосходила площадь всех природных заповедников и заказников. Размер экономического ущерба от такого загрязнения составил примерно половину национального дохода страны. Около 24 тыс. промышленных предприятий продолжают загрязнять окружающую среду, многие из них не укладываются в установленные для них нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов вредных веществ.

Одним из путей возмещения вреда, причиненного природным объектам, является введение и развитие института платности природопользования. Если коротко, его суть состоит в том, что предприятия и организации, деятельность которых в той или иной степени связана с использованием природных объектов, производят ежегодные платежи, направляемые соответствующими госорганами на компенсацию вреда и восстановление окружающей природной среды.

Однако институт платности природопользования рассчитан прежде всего на компенсацию вреда, причиненного окружающей природной среде промышленными и иными объектами при нормальных режимах эксплуатации. Значительно больший ущерб природной среде может быть причинен в результате аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Защиту от непредвиденных и чрезвычайных событий, в т.ч. и экологического риска, во всем мире берут на себя страховые компании.

С переходом на рыночные условия хозяйствования потребность в экологическом страховании возникла и в России. На территории нашей страны, где расположены многочисленные объекты, представляющие серьезную экологическую опасность, экологическое страхование может стать эффективной системой финансирования мероприятий по защите окружающей среды.

Далее будут рассмотрены правовые основы, экономический механизм и проблемы развития экологического страхования в Российской Федерации.

Правовая база экологического страхования и ее развитие в Российской Федерации

Правовые основы экологического страхования в Российской Федерации определяются следующими нормативными актами:

Институт экологического страхования применяется для предотвращения и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф. Отличительной чертой страхования является возможность компенсации непредвиденного чрезвычайного ущерба.

Экологическое страхование может проводиться в обязательной и добровольной форме, причем мировая практика показала целесообразность законодательного закрепления обязательного страхования некоторых экологических рисков.

Свое первое законодательное оформление экологическое страхование получило в 1991 году в Законе РФ "Об охране окружающей природной среды" (ст. 23). В развитие этого Закона Министерством охраны окружающей природной среды и природных ресурсов и Росгосстрахом были утверждены Типовые положения о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации. Ряд субъектов Федерации принял собственные законы об экологическом страховании (Ульяновская, Нижегородская области, Татария).

В 1994 году в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий экологических катастроф Министерство охраны окружающей природной среды и природных ресурсов РФ приняло решение о проведении эксперимента по развитию экологического страхования, где в качестве базы для его осуществления были определены несколько регионов (Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Вологодская области, г. Саратов и др.). В августе 1995 г. решение о проведении аналогичного эксперимента приняли органы власти Московской области. В нем первоначально должны были участвовать администрации двух районов области (Ногинского и Раменского), ряд страховых компаний и около 30 предприятий области, деятельность которых может привести к непредвиденному загрязнению окружающей среды.

Основными задачами эксперимента были названы:

Состоявшаяся в июне 1995 г. в Москве Всероссийская конференция "Теория и практика экологического страхования" констатировала, что благодаря этому виду страхования у руководителей природоохранных служб появились надежные заинтересованные союзники в лице страховых компаний, финансирующих экологические программы на льготных условиях с целью предотвращения экологических аварий и катастроф. Участники конференции приняли обращение к Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации об ускорении рассмотрения проекта Федерального закона "Об экологическом страховании" и принятии его в 1996 году. Однако данный закон не принят до сих пор.

В 1996 году более 50 страховых компаний Москвы начали деятельность по созданию Московского экологического страхового пула с целью страхования ответственности экологически вредных предприятий (их в Москве более 100) за загрязнение окружающей среды. Предполагалось, что страховой пул будет осуществлять свою деятельность в рамках Программы безопасности, разработанной правительством Москвы. В соответствии с этой программой в случае экологических аварий населению г. Москвы должна выплачиваться компенсация не только из бюджетных средств, но и за счет страхования ответственности предприятий - источников повышенной опасности, и в первую очередь предприятий химического производства.

Для предприятий-страхователей система предусматривала определенные налоговые льготы, в частности, по части налога на прибыль, уплачиваемого в московский бюджет. К сожалению, работа пула разворачивалась невысокими темпами и сталкивалась с определенными трудностями, прежде всего с неприятием со стороны некоторых руководителей предприятий-страхователей, а также с неплатежеспособностью предприятий. К тому же, сведения о его создании для регистрации в Росстрахнадзор регистрации своевременно поданы не были.

Аналогичная работа с целью создания пулов по страхованию экологических рисков была начата в Московской области, а также Челябинской области и в ряде других регионов Российской Федерации.

В конце октября 1997 г. состоялось очередное заседание международного семинара "Риск и страхование", главным инициатором которого выступила администрация Иркутской области совместно с рядом научных, общественных организаций и страховых компаний. В ходе его проведения был дан анализ результатов работы по внедрению экологического страхования в некоторых регионах страны, а также первые итоги введения Закона Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Кроме того, одним из результатов работы семинара стало обращение его участников к Государственной Думе РФ с предложением форсировать работу над проектом Федерального закона об обязательном экологическом страховании, который необходим для развития рынка экологических услуг.

В 1998 году развитие экологического страхования продолжалось, причем уже не стихийно, а на соответствующей нормативно-правовой основе. Кроме того, к тому времени были оформлены многие теоретические разработки в области экологического страхования, включавшие детализацию условий страхования, расчеты и экономические обоснования. В том же 1998 году в соответствии с приказом Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 28 мая 1998 г. № 324 был создан Консультативный совет по экологическому страхованию Госкомэкологии России. Основной целью работы Совета было определено введение в действие экологического страхования для обеспечения экологической безопасности деятельности опасных производственных объектов, обеспечения гарантий компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей природной среды, предотвращения и ликвидации последствий экологических аварий. К компетенции Совета как консультативного органа Госкомэкологии относятся следующие виды деятельности:

В конце 1998 года в Москве прошла еще одна конференция по экологическому страхованию, к участию в которой были привлечены ведущие специалисты - экологи и страховщики, представители крупнейших страховых компаний и другие заинтересованные лица. Отличительной особенностью конференции было то, что на ней обсуждались не только теоретические, но и практические вопросы, освещались различные юридические и экономические аспекты экологического страхования.

В настоящее время в системе экологического страхования наблюдается заметный рост. Страховые компании активно включились в работу по ряду направлений и без закона об обязательном экологическом страховании, принятие которого затянулось. Сторонники принятия закона считают введение обязательного экологического страхования общественно-необходимым, т.к. последствия экологических катастроф затрагивают интересы большого числа предприятий и организаций, населения и государства в целом. Противники же данного закона считают, что далеко не всякие экологические риски могут быть застрахованы, да и из тех групп рисков, которые застрахованы в развитых странах, отечественные страховщики в состоянии принять на страхование лишь небольшую часть.

Мощный импульс для практической работы страховых компаний по экологическому страхованию был дан в 1997 году принятием Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Согласно ст. 15 этого Закона организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среды в случае производственной аварии.

Необходимо отметить, что это требование Закона открыло новое поле деятельности для страховых компаний, работающих на отечественном рынке. Однако его действие относится лишь к незначительному (хотя и наиболее подверженному действию рисков, для которых возможно страхование) сектору рынка экологического страхования.

Во исполнение требований Закона на уровне субъектов Федерации начали приниматься свои нормативные акты, конкретизирующие механизм страхования применительно к данному региону. Кроме того, был издан ряд ведомственных нормативных актов, в частности, приказ Госкомэкологии России № 486 от 5 ноября 1997 г. "Об организации работ по обязательному страхованию ответственности за причинение вреда окружающей природой среде в результате аварии на опасном производственном объекте в Российской Федерации" и Приказ Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды от 10 марта 1998 г. № 138 "Об организации эксперимента по отработке механизма экологического страхования".

Обязательное экологическое страхование предусмотрено также Федеральным законом "Об использовании атомной энергии". В соответствии со ст. 18 этого Закона определенный круг лиц подлежит обязательному бесплатному личному страхованию от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии. В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

Механизм страхования

Накопленный к настоящему времени опыт по экологическому страхованию дает основание предположить, что этот способ привлечения финансовых ресурсов частного капитала в охрану окружающей среды весьма перспективен. По расчетам специалистов администрации Московской области, экологическое страхование способно компенсировать до 40% причиненных убытков только за счет собранных страховых премий и резервов страховщика. Еще более широкие возможности открывает перестрахование таких рисков, в т.ч. в зарубежных компаниях. И разумеется, страхование дополняет, а не отменяет участие государства в компенсации ущерба от экологических катастроф за счет государственных резервов, формируемых на случай чрезвычайных ситуаций.

Экологическое страхование выгодно не только получателям страховых выплат, но и страховым компаниям, которые получают реальную прибыль от инвестирования страховых резервов (учитывая тот факт, что экологические аварии и катастрофы происходят не каждый день и не на всех предприятиях одновременно). Не остаются внакладе и предприятия-природопользователи, поскольку передавая свою ответственность в сфере экологии профессиональному страховщику, они получают возможность решать острые экологические проблемы с участием средств страховых компаний.

Экологическое страхование представляет собой совокупность видов страхования, направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна).

Система экологического страхования включает в себя следующие отрасли (перечислены в порядке убывания показателя доли каждой отрасли страхования в общем объеме поступлений по страхованию экологических рисков):

  1. страхование ответственности, например, ответственности предприятий и учреждений, являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей природной среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и др. Страхование ответственности проводится наиболее часто и дает основную часть сборов по экологическому страхованию, т.к. здесь налицо имущественный интерес не только получателя страхового возмещения - выгодоприобретателя, но и предприятия-страхователя (т.к. в противном случае, если риск ответственности не застрахован, обязанность возмещать ущерб может быть возложена на предприятие как на причинителя вреда)
  2. имущественное страхование, например, страхование земельных объектов на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы
  3. личное страхование граждан, например, страхование жизни и здоровья работников предприятий и учреждений, относящихся к категории источников повышенной опасности

Особенностью личного страхования в данном случае будет то, что оно является не только частью комплекса природоохранных мероприятий, но и важной составляющей системы социальной защиты.

По законодательству разных стран определенная часть этих рисков подлежит обязательному страхованию, остальные - в добровольном порядке (в России обязательное страхование введено в рамках вышеупомянутых нормативных актов).

Рассмотрим основные условия договора страхования.

Страховщиками, заключающими договоры страхования этих групп рисков, могут быть компании, имеющие лицензию Департамента страхового надзора Минфина РФ на соответствующий вид страхования. Поскольку наиболее часто основанием для проведения экологического страхования является лицензия на страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности, далее мы подробнее остановимся именно на этом виде страхования.

Страхование осуществляется на основании утвержденных страховой компанией Правил страхования. В качестве методической основы для проведения экологического страхования Всероссийским Союзом страховщиков были утверждены 23 февраля 1998 г. типовые Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте. Этот документ, в принципе, не является обязательным для принятия его всеми страховщиками и не запрещает страховщикам разрабатывать собственные правила страхования. Однако стандартные правила были одобрены и рекомендованы страховщикам Департаментом страхового надзора Минфина РФ (письмо от 30.03.98 № 24-01-15) и широко используются при выдаче лицензий на данный вид страхования.

Кроме того, в помощь страховщикам Минфином РФ по согласованию с Госгортехнадзором РФ были разработаны и утверждены "Методические рекомендации по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта". Этот документ также носит не обязательный, а рекомендательный характер.

Страхователями по данному виду страхования являются юридические лица - предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, расположенные на территории Российской Федерации и эксплуатирующие на основании соответствующих лицензий опасные производственные объекты; ответственность за нанесенный ими ущерб подлежит страхованию по нормам Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Перечень предприятий, имеющих опасные производственные объекты, определяется МЧС России (его территориальными отделениями) по результатам экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Перечень загрязняющих веществ для целей определения экологического ущерба также устанавливается данным Законом.

Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его гражданской ответственностью по претензиям, предъявленными ему физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении нанесенного в результате аварии ущерба в связи с загрязнением земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым случаем в соответствии с договором признается установленный судебным решением факт обязанности страхователя возместить ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природой среде в результате аварии на эксплуатируемом страхователем опасном производственном объекте. Страховым случаем является не всякое причинение вреда, а только такое событие, которое характеризуется как внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварии, приведшей к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод и т.п. То есть обязательным является факт аварии, непредвиденность, непреднамеренность и чрезвычайность ущерба. Вред, наносимый окружающей среде в процессе нормальной производственной деятельности, страховым случаем не является. Здесь следует заметить, что в отличие от России, в развитых странах под ответственность страховых компаний иногда попадают случаи так называемого "накапливаемого" вреда, когда загрязнение ведется в течение многих лет деятельности опасного объекта, однако масштаб экологической катастрофы достигается не сразу, а по прошествии определенного периода.

Аварией на опасном производственном объекте в соответствии с Законом РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" признается установленное службами МЧС России разрушение сооружения и/или технического устройства, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв, и/или выброс опасных веществ. Вред окружающей природной среде считается причиненным и подлежит компенсации, если установлено конкретное лицо (лица), имущественным интересам которого в результате аварии нанесен прямой ущерб.

В договоре страхования устанавливается страховая сумма (лимит ответственности) по каждому объекту страхования. Минимальный размер страховой суммы при страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте устанавливается в соответствии с Законом РФ "О промышленной безопасности производственных объектов".

Тарифные ставки дифференцируются в зависимости от степени риска, вида объекта, условий и объемов производства, износа основных фондов, местонахождения опасного производственного объекта, других факторов его эксплуатации, сведений о наличии (отсутствии) аварий в предыдущие годы и нанесенного в результате ущерба, объема ответственности страховщика и размера страховой суммы, состояния природоохранных систем и проведения мероприятий по предупреждению аварийности и др.

Исходя из размера страховых сумм и страховых тарифов определяется страховая премия (страховой взнос), уплачиваемая страховщиком единовременно или в рассрочку. Договор, заключаемый, как правило, сроком на 1 год, вступает в силу с момента уплаты страховой премии или первого взноса. Страховые взносы предприятий в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1387 от 22 ноября 1996 г. "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации" относятся на себестоимость в размере до 1% от объема реализации продукции (работ, услуг).

Аккумулируемые страховщиками страховые взносы далее распределяются следующим образом. Основная часть полученных взносов служит для формирования страховых резервов, то есть впоследствии станет источником страховых выплат (при этом важным моментом является то, что до наступления страхового случая временно свободные средства страховых резервов используются как инвестиционные ресурсы и приносят страховщику дополнительный доход). Часть взносов используется на финансирование расходов страховой компании на ведение дела, в т.ч. на выплату комиссионных вознаграждений страховым агентам и брокерам. Кроме того, часть собранных страховых взносов идет на формирование резерва (фонда) предупредительных мероприятий. На этом вопросе остановимся более подробно.

Предупредительные (или превентивные) мероприятия в экологическом страховании в международной практике отличаются большим разнообразием - это мероприятия по установке и модернизации очистных сооружений, совершенствованию систем контроля за выбросами, совершенствованию производственного оборудования и технологий, переходу на более современные и менее опасные технологические процессы, консервации вредных производственных отходов, финансированию аварийных и ремонтных служб и их подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях и другие. В России круг применяемых превентивных мероприятий пока не столь широк, поскольку на этот счет есть определенные законодательные ограничения.

Источником финансирования этих мероприятий служит резерв предупредительных мероприятий (РПМ), образуемый страховщиками в соответствии с требованиями органов страхового надзора (письмо Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 18.01.95 №15/1-1р "О резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования"). В соответствии с этим нормативным документом каждая страховая компания разрабатывает и утверждает Положение о резерве предупредительных мероприятий (в качестве основы предлагается типовое Примерное положение). В Письме Федеральной службы страховщикам рекомендуется ряд направлений использования средств РПМ, в числе которых для экологического страхования предусмотрены такие мероприятия, как участие в финансировании мероприятий по совершенствованию оборудования очистительных сооружений, фильтров на предприятиях с вредными выбросами, других природоохранных объектов, участие в финансировании улучшения материально-технической базы нефте- газопроводов и др.

Следует отметить, что в экологическом страховании превентивная функция связана не только с использованием средств РПМ. Еще до заключения договора с предприятием страховая компания уже может сыграть определенную роль в части предупреждения экологических бедствий. Это реализуется по нескольким направлениям.

Во-первых, страховая компания, проведя оценку риска, может отказать предприятию в предоставлении страхового покрытия в связи с тем, что вероятность наступления страхового случая у данного страхователя слишком велика. Такие действия стимулируют предприятие, обязанное застраховать данный риск по закону, провести мероприятия, снижающие степень риска, с тем чтобы объект все же был принят на страхование.

Во-вторых, при заключении договора страховщики могут манипулировать ставками страховых тарифов: повышать их при повышенном риске или предоставлять разного рода скидки и льготы при предоставлении положительной статистики за предшествующие годы, свидетельствующей о безаварийной работе, при наличии на предприятии профилактических систем и проведении предупредительных мероприятий, при продлении на следующий срок договоров с клиентом, у которого не было страховых случаев, и т.п. Естественно, предприятие-страхователь заинтересовано в максимально возможном удешевлении страхования, поэтому оно начинает профилактику экологических аварий еще до заключения договора.

В развитых странах, например в Германии, где в силу особенностей ведения бизнеса предприятие, не застраховавшее риск, не сможет нормально работать, т.к. с ним не будут сотрудничать его деловые партнеры, превентивная функция экологического страхования проявляется особенно ярко. Отказываясь принять риск на страхование, или увеличивая тарифы, страховые компании тем самым получают возможность оказывать прямое давление на страхователя, принуждают его принять меры, снижающие риск, отказаться от опасной деятельности, заменить устаревшее оборудование, повысить безопасность и т.п. Тем самым страховая отрасль способствует повышению экологической безопасности производственной деятельности, охране окружающей среды, охране труда и защите интересов потребителей.

В США, в отличие от стран Западной Европы, система экологического страхования ориентирована не столько на превенцию экологических рисков и финансирование технических природоохранных мероприятий, сколько на возмещение действительного ущерба, нанесенного предприятием - источником опасности, кроме того, очень значительная часть средств страховых компаний идет на урегулирование судебных разбирательств, оплату услуг юристов, независимых экспертов, оценщиков и т.п. Это, во-первых, связано с тем, что основным в американской системе является страхование ответственности за нанесение экологического ущерба (а не имущественное или личное страхование, влекущее меньшие затраты на урегулирование убытков), и во-вторых, объясняется особенностями американской модели правового регулирования страхования.

В США существует децентрализованная система прецедентного права. Страхование практически полностью регулируется на уровне штатов при отсутствии федерального страхового законодательства. В области экологического права каждый штат создает свои судебные прецеденты, противоречащие друг другу. Отсутствие законодательного единства плюс многообразие видов экологических аварий приводят к полной юридической неотрегулированности, когда практически каждый судебный случай по крупному экологическому ущербу разбирается едва ли не с нуля.

Проблемы отечественного рынка экологического страхования

Развитие экологического страхования в России осложняется кризисным состоянием экономики в целом и тяжелым финансовым положением большинства предприятий - источников повышенной опасности. В условиях низкой платежеспособности потенциальных страхователей более-менее стабильно может развиваться только обязательное страхование, т.к. на оплату взносов по добровольному страхованию у предприятия просто не остается средств. Кроме того, у финансово неблагополучных предприятий имеют место более высокая степень износа основных фондов, менее экологичные технологические процессы, поэтому и степень риска наступления у них страховых случаев выше, а стоимость страхования - дороже. Получается парадоксальная ситуация, когда многие предприятия, имеющие наибольшую потребность в страховании экологического риска, реально остаются невовлеченными в систему экологического страхования.

Особенностью экологического страхования являются огромные масштабы ущерба вследствие экологических аварий или катастроф. Это означает, что отдельно взятой страховой компании трудно брать на себя такие риски, поэтому крайне актуальной представляется задача образования страховых экологических пулов, которые обладали бы необходимыми финансовыми резервами для выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Современный российский страховой рынок составляют многочисленные мелкие частные компании, совокупный капитал которых равен капиталу одной не самой крупной западной компании. Для финансовой устойчивости таких страховщиков представляет опасность принимать на себя крупные риски, ущерб по которым (даже с учетом сострахования или перестрахования) носит катастрофический характер и имеет место высокая степень кумуляции риска. Поэтому экологическое страхование должно проводиться при участии государства в лице его федеральных или региональных органов власти, которые могут разрабатывать и реализовывать на практике специальные целевые программы, издавать соответствующие нормативные акты, регулирующие проведение экологического страхования, а также инициировать участие в экологическом страховании государственных страховых компаний.

В целом емкость отечественного страхового рынка пока не достаточна для полного обеспечения страховой защиты от экологических аварий и катастроф, поэтому важным условием проведения страхования должно быть перестрахование крупных экологических рисков за рубежом.

Определенные трудности в проведении экологического страхования создает отсутствие необходимого опыта и квалифицированных кадров, слабое развитие инфраструктуры экологического страхования. Проведение экологического страхования, оценка рисков и ущербов, процедура урегулирования убытков требует участия большого числа специалистов - страховщиков, экологов, юристов и др. Поскольку история экологического страхования в России начала свой отсчет всего несколько лет назад, а до этого Госстрахом СССР ничего подобного не проводилось, отечественные специалисты не обладают большим практическим опытом.

Кроме того, для работы по экологическим рискам необходимы данные страховой статистики, причем за период более долгий, чем по традиционным рискам, т.к. экологические катастрофы происходят реже. Далеко не все статистические данные по экологической тематике являются общедоступными, в советский период большая часть данных вообще была засекречена. Поэтому российские страховщики, в отличие от своих западных коллег, на сегодняшний день не располагают достаточной страховой статистикой, позволяющей достоверно определять вероятность страховых случаев и страховые тарифы. Использование же западных методик тарифных расчетов также не является выходом из положения, т.к. в России, в силу ее исторических, географических и экономических особенностей, уровень экологической безопасности значительно ниже развитых стран, степень риска наступления страховых случаев выше, а возможные экологические катастрофы могут носить более глобальный характер (достаточно вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС). Тем не менее, опираться на западный опыт при разработке своих методик российским страховщикам все равно необходимо и целесообразно, т.к. это, с одной стороны, позволит поставить на научную основу деятельность по экологическому страхованию на внутреннем рынке, и, с другой стороны, облегчит размещение рисков в перестрахование за рубежом.

Таким образом, экологическое страхование представляет собой перспективное и эффективное средство создания благоприятных экономических условий для вовлечения в процесс обеспечения экологической безопасности капиталов коммерческих структур, повышения надежности работы промышленных предприятий и создания дополнительных рабочих мест. Оно является надежным инструментом экономико-правового механизма охраны окружающей природной среды, требующим дальнейшего развития. Для этого своевременным и необходимым представляется принятие федерального закона об экологическом страховании, который регламентировал бы основные действия и процессы, связанные с экологическим страхованием.


Все материалы, представленные на сайте, являются собственной разработкой автора и защищаются авторским правом. Воспроизведение любым способом без ссылки на источник - запрещается


Другие публикации
На Главную
Rambler's Top100